Сравнительный анализ конкурентов

Сравнительный анализ конкурентов — это важнейшая часть любого бизнес — анализа. Поисковая оптимизация и продвижение сайтов не являются исключениями. И каждый SEO-специалист обязательно начинает свою работу с проведения конкурентного анализа.

Виды конкурентов и как их найти

 
Всех конкурентов можно поделить на две основные группы: прямые и непрямые. Причём для проведения качественного анализа необходимо учитывать все группы.

К прямым конкурентам относятся компании, деятельность которых аналогична вашей или занимает единую с вами нишу. Как правило, такие компании вам давно известны и вы даже, вполне вероятно, досконально отслеживаете их деятельность.

При анализе прямых конкурентов следует определиться с географией: если ваш бизнес подразумевает собой работу на небольшой территории, то и конкурентов следует учитывать в районе этой дислокации. Но при работе на федеральном уровне важно брать во внимание не только общерегиональных игроков на рынке, но и «местных» коллег — нередко они могут предложить вполне конкурентоспособные условия и решения для потенциальных клиентов.

К непрямым конкурентам следует причислить:

  • Иностранные компании, чей опыт и маркетинговые ходы можно будет перенять и применять в своём бизнесе, скорректировав их в соответствии с аудиторией и особенностями работы в России.
  • Косвенные конкурентные организации — то есть работающие в другом ценовом сегменте, предлагающие потребителям альтернативные товары/услуги, но так или иначе пересекающиеся с основным направлением вашей деятельности. К примеру, для станции техобслуживания авто косвенным конкурентом станет магазин автозапчастей и расходных материалов.
  • Потенциальные конкурентные организации — то есть при определённых условиях способные составить прямую конкуренцию компании.
  •  
    Найти фирмы-конкуренты всех типов довольно просто, достаточно уделить внимание:

  • поисковым системам, введя в них релевантные ключевые запросы;
  • товарным агрегаторам и маркетплейсам;
  • различным отраслевым выставкам, семинарам и прочим мероприятиям;
  • открытым аналитическим источникам;
  • бизнес-справочниками и «жёлтым страницам»;
  • сайтам отзывов;
  • сайтам предоставления скидок, кешбэков.
  •  

    Важно!  Чтобы отслеживающие активность пользователя не помешает получить «чистый» результат при поиске конкурентов, не забудьте перейти в режим «инкогнито».

    Причём мониторить следует не только по названию конкурирующих фирм, но и по упоминанию предлагаемых ими брендов.

     Основные критерии сравнения

     
    Перед тем как сделать сравнительный анализ конкурентов, нужно не только составить список основных фирм и их товаров, но и выбрать направление для анализа.

    Но для этого следует собрать все маркетинговые данные о конкурентах: имидж, репутацию, цены, порядок продвижения и многое другое.

     

    Общий маркетинговый анализ

    Важно уделить внимание следующим моментам:

  • цена товаров легко определяется на сайте фирмы-конкурента, либо её можно получить в ходе анализа. Но важно помнить, что в сфере B2B провести разведку цен конкурентов часто весьма непросто;
  • чтобы оценить степень известности компании и продвигаемых ей продуктов, достаточно воспользоваться сервисом Яндекс.Wordstat — он покажет вам популярность вводимых слов и словосочетаний.
  •  

    События

    Периодически проверяя новостную ленту конкурента или новости на тематических сайтах, можно заранее узнать об организации события (мероприятия) или об участии в нём компании-конкурента. Такой активности следует уделить максимум внимания, поскольку некоторый конкурентный опыт или шаги по привлечению аудитории не мешало бы перенять.

    Отраслевые ресурсы

    Анализируя отраслевые ресурсы, важно дать оценку уровню вовлечённости конкурентов в сотрудничество, степени задействования, периодичности работы, типу ресурсов.

    Email-маркетинг

    Оценить качество проводимого email-маркетинга можно, только подписавшись на почтовую рассылку. Для анализа вам нужно учитывать:

  • сам факт отправки писем и их периодичность;
  • предоставление возможности отписки;
  • сегментацию ЦА;
  • тематику рассылки и качество контента;
  • адресность писем;
  • предложение уникальных бонусов или скидок;
  • какой используется сервис для организации рассылок;
  • каким образом компания собирает адреса клиентов, есть ли бонусы для подписчиков;
  • существует ли определённый алгоритм отправки писем.
  •  

    Блоги и социальные сети

    Анализируя блоги и активность конкурентов в соцсетях, нужно уделить внимание следующим факторам:

  • типу используемых сетей: общепользовательские (Вконтакте, Одноклассники или Facebook) либо это специализированные (Slideshare, Linkedin) или для публикации фото и видеоконтента;
  • варианту сегментации пользователей;
  • тематике контента и его качеству;
  • количеству подписчиков, их активности;
  • стратегии вовлечения целевой аудитории;
  • порядку работы с отзывами, в том числе с негативными;
  • использованию нестандартных возможностей соцсетей: товарные витрины, индивидуальные меню.
  •  

    Реклама

    В этом случае провести сравнительный анализ сайтов компаний конкурентов отлично помогает сервис Spywords. Он покажет основные запросы, по которым рекламируется компания-конкурент, их эффективность, позволит оценить бюджет и объёмы трафика. Вручную провести столь масштабный анализ довольно затруднительно и трудоёмко, в то время как сервис поможет получить детальную информацию в несколько кликов.

    Нестандартные активности

    К ним относится следующее:

  • вирусные видеоролики;
  • «партизанский» маркетинг;
  • чёрный PR;
  • продвижение товаров/услуг на тематических площадках, позиционирующихся как нейтральные, но фактически являющиеся собственностью конкурентов;
  • приёмы продакт-плейсмента.
  •  

    Анализ репутации

    Оценить репутацию конкурента можно, тщательно проанализировав отзывы о нём в сети. Найти их можно следующим образом:

  • с помощью прямого поиска по заранее сформированному списку запросов. Сформировать такой список запросов легко через Spywords;
  • через анализ отзывов на всевозможных агрегаторах;
  • использовав Google Alerts — сервис уведомит о новых упоминаниях телефона, названия, email, имён руководителей компании;
  • с помощью мониторинга Яндекс.Новостей. Но этот способ актуален только в отношении весьма известных конкурентов;
  • через мониторинг сайтов отзывов.
  •  
    Сформировав общее представление о репутации фирмы-конкурента, можно выявить его слабые и сильные стороны, что позволит вам оптимизировать собственное УТП и разработать стратегию взаимодействия с ЦА.

    Аудит отдела продаж

    Для этого используют тайных покупателей: разрабатываются легенды закупки с привлечением всех форм взаимодействия — звонки, обращения с сайта, общение с консультантами, онлайн-заказы. Это позволит оценить скорость обработки заявок и качество обслуживания клиентов менеджерами конкурента.

    Также следует уделить внимание качеству оформления коммерческих материалов и трудовой дисциплине (к примеру, соблюдению графика работы отделов).

    Анализ сайта

    При анализе сайта следует уделить внимание вопросу его функциональности, привлекательности для ЦА, современности, удобству работы. Для этого нужно:

  • оценить удобство навигации и поиска;
  • узнать, поддерживает ли сайт различные платформы и гаджеты;
  • найти страницы с портфолио, отзывами, кейсами, рекомендациями, проверить их актуальность и качество;
  • сделать несколько онлайн-заказов в разное время, и сравнить идентификационные номера — это позволит высчитать число обработанных конкурентом заявок за определённое время.
  • оценить удобство использования каталога и применяемых к товарам фильтров;
  • проверить работу форм обратной связи и остальные способы взаимодействия с аудиторией.
  •  

    SEO

     
    SEO разведка конкурентов — это основа для дальнейшей разработки вашей рекламной кампании и продвижения вашего ресурса в сети. И если ранее эта процедура была доступна ограниченному кругу СЕО-специалистов, то сегодня провести анализ можно самостоятельно, даже не обладая углублёнными знаниями в СЕО.

    Помочь в этом может сервис анализа конкурентов. Один из наиболее эффективных и простых в работе можно назвать Spywords. Проверка проводится по двум параметрам: позиции сайта-конкурента в поисковой выдаче и его посещаемости.

    Поскольку большинство администраторов сайтов предпочитают закрывать счётчики от публичного просмотра, провести анализ можно следующим образом:

  • узнать рейтинг и посещаемость ресурса на сервисах, которые согласно счётчикам пользуются наибольшей популярностью;
  • подсчитать число просмотров размещённых на сайтах видеороликов и прочего контента;
  • просмотреть базовые показатели. К ним относятся возраст домена, количество индексированных и учитываемых поисковыми системами страниц, внешние ссылки с сайта. Для их определения первых двух показателей отлично подходит плагин RDS-bar, отследить внешние ссылки можно с помощью сервиса MegaIndex;
  • определить факторы ранжирования. Поняв алгоритм выстраивания иерархии поисковыми системами, вы сможете обеспечить выдачу страниц вашего ресурса на первых позициях;
  • провести анализ ключевых запросов. Тем самым вы избавите себя от многодневной и утомительной работы, связанной с побором семантического ядра для вашего сайта;
  • проанализировать трафик сайтов-конкурентов. Это позволит определить среднее число целевой аудитории.
  •  
    Анализ с помощью Спайвордс делается следующим образом:

    1. Во вкладке «Анализ конкурента» водится интересующий вас домен.
    2. В верхней части страницы вам будут показаны все данные по трафику: число запросов, количество переходов, объемы привлеченного трафика из контекста и органического трафика.
    3. Чуть ниже вы видите объявления контекстной рекламы конкурента с количеством показов и долей трафика. И самое главное — вы увидите полный список уникальных объявлений конкурента.
    4. Внизу страницы нажимаем на области диаграммы и просматриваем основные ключевые слова.

    Как итог, получить максимально подробную информацию о сайте-конкуренте можно с помощью анализа на Спайвордс. Причём с помощью сервиса можно провести сравнительный анализ конкурентов SEO, устроив битву или даже войну доменов, что позволит вам разработать оптимальную рекламную кампанию и стратегию развития.

     Анализ и использование результатов

    После сбора всей необходимой информации следует дать беспристрастную оценку вашей компании — выявить все её преимущества и недостатки перед конкурентами.

    С помощью анализа конкурентов вы сможете:

  • определить их наиболее удачные маркетинговые ходы и оценить целесообразность их принятия;
  • в лучшую сторону изменить функционал своего интернет-ресурса;
  • провести масштабную работу над улучшением контента, используя удачные примеры конкурентов;
  • разработать план мероприятий, позволяющий существенно расширить целевую аудиторию;
  • создать сценарий взаимодействия менеджеров с клиентами, подобрать аргументы в пользу вашей продукции или услуг;
  • выявить конкурентное преимущество вашего товара, сделать его очевидным для целевой аудитории;
  • определить сильные и слабые стороны вашей компании, проводимой ей политики в отношении клиентов;
  • минимизировать слабые стороны и возможные угрозы.
  •  

    Тщательно проведённый анализ фирм-конкурентов раскроет перед вами все особенности бизнеса в вашем направлении, даст полную картину активности конкурентов. И, основываясь на этих данных, можно будет разработать идеальных сценарий работы вашей компании, позволяющий значительно увеличить прибыль.

    Добавить комментарий