Иллюстрации помогают привлечь внимание к статье и выделить важные мысли автора. Если уделить иллюстрациям достаточно внимания и правильно их подобрать, качество текста станет намного выше.

В этом гайде мы разберем:

  • Что такое иллюстрации, их функции и роль в тексте
  • Виды иллюстраций, где их искать и как правильно использовать
  • Принципы иллюстрирования: как надо и как не надо

Инструкция будет полезна всем, кто работает с текстами — журналистам, копирайтерам, редакторам.

Зачем нужны иллюстрации

Иллюстрация — это информационный объект, который дополняет и раскрывает мысли текста. В одном из семинаров Максим Ильяхов говорит, что они не всегда представлены изображениями. Немного дальше мы разберем, какие еще бывают виды иллюстраций, помимо картинок.

Иллюстрации выполняют четыре важные функции.

Повышают вовлеченность читателя. Иллюстрации делают текст визуально структурированным и удобным для чтения. Статья с картинками выглядит цельно и привлекает внимание, в то время как голая простыня текста отпугивает и настораживает.

На сайте blog.hubspot есть подробная статистика, демонстрирующая пользу визуального контента. Один из показателей сообщает, что люди вовлечены в контент с картинками на 328% лучше, чем в те же тексты, но без картинок.

Раскрывают мысли автора. Один лишь текст не всегда полностью передает ключевые идеи статьи. Если нужно что-то показать наглядно, дополнить и расширить текст, на помощь приходят иллюстрации. Например, в статье про индийские трущобы описание жизни нищих индусов сопровождается фотографиями их быта. Без фотографий читателям сложно себе это представить в полной мере.

Часто иллюстрации — важная часть материала. Если мы пишем инструкцию к программе или рецепт блюда, то фотографии, схемы и скриншоты упрощают жизнь читателю. Там, где нужно что-то показать, одного текста будет недостаточно.

В некоторых случаях иллюстрации стоят во главе угла, а текст играет вспомогательную роль. Это можно увидеть на многих промо-сайтах или при описании дизайнерских работ.

Сообщают читателю тему и характер статьи. Если статья состоит из графиков и таблиц, сразу понятно, что это исследовательская работа. Читатель может настроиться на нужное восприятие текста еще до того, как прочитает первую строчку.

Воздействуют на эмоции читателя. Иллюстрация воздействует на эмоции сильнее текста. Это особенно важно в продающих материалах, когда привлекательный внешний вид продукта вызывает желание купить его.

Виды иллюстраций

Пройдемся по основным видам иллюстраций в текстах, разберем их особенности и дадим рекомендации: как их делать, в каких случаях использовать и где брать.

ФОТОГРАФИИ

В каких случаях использовать. Для многих текстов это основной вид иллюстраций. Если мы пишем о продукте, рассказываем о происходящих событиях или описываем конкретные объекты в реальном мире, без фотографий не обойтись.

Старайтесь не использовать надоевшие фотографии из поисковой выдачи, их брали уже миллионы раз. Лучше потратить время и подготовить фотоматериал самому. Ну или по крайней мере, искать картинку в интернете более тщательно. Фотостоки — это не всегда плохо, в них иногда можно найти хорошую иллюстрацию.

Где взять. Идеальный вариант — фотосъемка. Проиллюстрировать статью собственными фотографиями или запросить их у клиента намного лучше, чем искать подходящие изображения в интернете.

Бесплатные фотостоки. Иногда можно найти что-то приличное.

А здесь полно уникальных фотографий, но они платные:

СКРИНШОТЫ

В каких случаях использовать. Используйте скриншоты, если пишите о программах и сервисах или ссылаетесь на какой-то материал в интернете. Если это видео, можно делать стоп-кадры.

Где взять. Для создания скриншотов используйте стандартные средства операционной системы или специальные сервисы:

РИСУНКИ

В каких случаях использовать. Рисунки подходят для метафор, когда основную мысль трудно выразить предельно конкретно. В этом случае, хорошим дизайном иллюстраций можно добиться нужного эмоционального воздействия на читателя.

Хорошо работает для email-рассылки, авторского блога, социальных сетей. Не подходят для материалов, в которых нужна конкретика и точность: отчеты, гайды, инструкции. С помощью рисунков можно создать узнаваемый авторский стиль.

Где взять. Варианта два — заказывать у иллюстратора либо рисовать самому. Не стоит искать в интернете или брать с чужих сайтов. Все стоковые рисунки уже использовали тысячу раз, к тому же существует риск нарушить авторские права и нажить себе неприятности.

Стоимость работы иллюстратора зависит от сложности рисунка. В среднем, качественные иллюстрации стоят от 500 до 3000 рублей за картинку.

Здесь можно найти иллюстраторов любого уровня:

  • Illustrators.ru — крупнейшее сообщество иллюстраторов
  • Behance — сайт с портфолио дизайнеров и иллюстраторов
  • Freelance — многопрофильный сайт фрилансеров, на котором можно также найти иллюстраторов

Графические иллюстрации не обязательно должны быть сложными и содержать множество деталей. Даже примитивные рисунки могут передавать основные мысли и смотреться к месту. Если хотите сами заняться художеством, то есть полно сервисов для этого:

СХЕМА

В каких случаях использовать. Схемы выручают, когда нужно показать структуру или принцип работы чего-либо. Они удобны, наглядны и просты в исполнении. С их помощью можно проиллюстрировать даже то, что существует только в виде идей, например, концепцию будущего сайта.

Где взять. Простую схему можно нарисовать в любом графическом редакторе. Гнаться за красотой не обязательно, достаточно чтобы было наглядно и доступно. Если у вас хороший почерк — можете нарисовать схему на бумаге, а затем сфотографировать или отсканировать.

ТЕКСТ

Текст тоже становится иллюстрацией если мы дополняем какую-то мысль в статье примером из жизни или рассказываем историю, раскрывающую эту мысль.

В каких случаях использовать. Лучше всего использовать в текстах-рассуждениях, когда автор выражает свое мнение по определенному вопросу. Примеры из жизни и реальные истории связывают мысли автора с жизненным опытом, что делает их более убедительными. Кроме того, текстовыми иллюстрациями хорошо подкреплять материалы о тексте и общении между людьми. Например, советы по тому, как правильно общаться с девушкой по переписке можно проиллюстрировать реальным диалогом:

Где взять. Лучше брать реальные истории и примеры из жизни. Если у вас нет личного опыта по теме статьи, то можно провести интервью, или полазить по блогам и форумам. В крайнем случае можно придумать ситуацию — но следите, чтобы она была похожа на настоящую. В блоге редактора Романа Скрупника есть небольшой материал о том, как правильно приводить наглядный пример с помощью текста.

ИНФОГРАФИКА

В каких случаях использовать. Инфографика упрощает восприятие сложной информации и помогает ее запомнить. Используйте ее, если нужно максимально доступно и просто объяснить сложно представимые факты, проиллюстрировать принцип работы или устройство чего-либо.

На сайте Madcats есть статья об использовании инфографики. Авторы разбирают признаки качественной инфографики, приводят примеры и дают советы тому, как надо ее создавать. Почитайте, здесь есть все основное, что нужно знать.

Где взять. Простенькую инфографику можно сделать самому с помощью специальных сервисов:

ДИАГРАММЫ И ГРАФИКИ

В каких случаях использовать. Идеально подойдут для визуализации данных, если в тексте есть статистика, измерения и другие числовые показатели. Наглядно иллюстрируют числовую информацию и показывают соотношение между величинами.

Где взять. Основной инструмент для создания графиков и диаграмм — Excel. Можно еще воспользоваться другими бесплатными сервисами:

ВИДЕО

В каких случаях использовать. Подходит, когда нужно показать что-то в движении. Или более наглядно и со звуком презентовать продукт, показать процесс работы. Словом, видеоролики, как и фотографии подойдут практически к любому тексту.

Где взять. Лучший вариант — записать видео самому либо попросить клиента сделать это. Еще можно поискать на видеохостингах. Кроме Ютуба, изучите следующие ресурсы:

Здесь можно поискать материал и создать короткие зацикленные ролики:

ГИФ-АНИМАЦИЯ

В каких случаях использовать. Как и видео, они помогают объяснять в движении там, где нужно показать что-то в динамике. Например, в инструкциях к программам или для наглядного объяснения научных принципов.

Где взять. Сервисы для создания гифок:

ИНТЕРАКТИВ

В каких случаях использовать. Хотите, чтобы пользователь взаимодействовал с иллюстрацией и получал наглядную информацию через личный опыт? С помощью различных сервисов неподвижные картинки можно сделать интерактивными: добавить кликабельные элементы, завлечь читателя игровой формой.

Где взять:

Как правильно иллюстрировать

Иллюстрируйте основные мысли

В первую очередь иллюстрируйте самые важные мысли, которые помогают раскрыть смысл текста. Даже если читатель пролистывает статью и смотрит только на иллюстрации, они должны сообщать ему полезную информацию.

Статья Алексея Рожкова о гендерном маркетинге в блоге Texterra — пример грамотного использования иллюстраций.

Если текст состоит только из воды, проиллюстрировать его будет трудно, потому что в нем мало мыслей, которые раскрываются иллюстрациями. Картинки получатся такими же абстрактными и бесполезными.

Статья о выборе подарка на день рождения. Текст не несет никакой ценной информации читателю, поэтому иллюстрировать тут нечего.

Используйте метафоры

Бывает так, что тема абстрактна и ее сложно проиллюстрировать материальными примерами. Например, если речь идет о таком абстрактном понятии, как успех. В инструкции по иллюстрированию для Модульбанка Людмила Сарычева советует использовать смелые и нестандартные метафоры. Тот случай, когда подходят шутки и крутые картинки.

Не воруйте

Это относится не только чужим сайтам, но и к кадрам из кинофильмов и фотографиям знаменитостей. Даже использование коллажей и нарезок из чужих материалов — это нарушение авторских прав. Если правообладатель заметит, он может подать на вас в суд.

Делайте красиво

Старайтесь не допускать плохого качества иллюстраций: растянутых и сжатых изображений, мыльных фотографий, видеороликов с низким разрешением. Это же относится к верстке и оформлению. У Артема Горбунова есть полезная статья о правильной верстке иллюстраций и текста.

Избегайте слишком глянцевых иллюстраций. В статье о том, как писать в блог для хабра, Сергей Абдульманов говорит, что кустарным и реалистичным иллюстрациям люди доверяют больше:

«Лучшая картинка из возможных — это как вы с монтажником пинаете коробку с сервером в полутёмном подвале. Или как крыса застряла в вентиляторе. Или съёмка конкретного чипа (разъёма, кабеля или другой детали, имеющий отношение к посту) с подписью, что это. В общем, картинка должна быть или красивой технически и визуально, или же быть настолько вырвиглазной, насколько это возможно. Потому что вырвиглазность показывает, что всё это реально».

Не перегружайте

Если в материале иллюстрации важнее текста, то много картинок — это оправданно. Например, в рецепте приготовления блюда. Когда иллюстрации играют вспомогательную роль, то лучше соблюдать баланс, иначе текст будет некомфортно читать.

Подписывайте иллюстрации

Подпись нужна, чтобы читатель понимал, что именно вы ему показываете. Не нужно просто пересказывать в подписи содержание иллюстрации, это он и так видит. Лучше расскажите о том, как эта иллюстрация раскрывает мысль или какие-то неочевидные для читателя подробности.

Стандартизируйте иллюстрации

Если все иллюстрации в статье выдержаны в едином стиле, она становится более цельной и запоминающейся. Это особенно важно для email-рассылки, где единый стиль работает на узнаваемость.

Пример иллюстраций в едином стиле в блоге копирайтера Даниила Шардакова.

Признаки хорошей иллюстрации:

  1. Правдивость. Иллюстрация должна быть жизненной. Люди мгновенно распознают фальшь, когда видят улыбающихся людей в костюмах или картинки с выключенным макбуком. В англоязычной статье блога contentmarketinginstitute.com говорится о том, как фотографии людей с фотостоков вместо реальных сотрудников подрывают доверие к тексту и компании.
  2. Конкретность. Если в тексте говорится о том, как приготовить вишневый пирог, то иллюстрации должны показывать процесс приготовления вишневого пирога. Не стоит рисовать комиксы на отвлеченные темы.
  3. Ясность. Читатель должен ясно понимать, что сообщает ему иллюстрация. Она должна быть предельно доступной и понятной.

Коротко о главном

  • Четыре функции иллюстрации — повышение вовлеченности в текст, раскрытие важных мыслей, воздействие на эмоции и сообщение о теме и характере статьи.
  • Иллюстрации раскрывают и дополняют мысли автора.
  • Иллюстрируйте только самое важное.
  • Виды иллюстраций: фотографии, рисунки, текст, диаграммы и графики, видео, гиф-анимация, схемы, интерактив.
  • Будьте осторожны с заимствованием чужих иллюстраций — можно нарушить авторские права.
  • Подписывайте иллюстрации.
  • Избегайте дешевых и некачественных иллюстраций. Не забывайте про верстку.
  • Иллюстрация должна быть конкретной, правдивой и понятной. Если тема абстрактна, используйте метафоры.

А где вы обычно берете иллюстрации для текстов? Какими ресурсами и сервисами пользуетесь? Пишите свои мысли, задавайте вопросы по иллюстрированию. Самые интересные идеи мы обязательно добавим в статью.